Правильная курсовая - как избежать типичных ошибок


Правильная курсовая - как избежать типичных ошибокВыбор темы

Формулировка плана

Какие ошибки наиболее частые 

Подготовка к защите 

Структура курсовой

Написание курсовой работы-Этапы


Курсовой проект – одна из главных научных работ, которую придется писать студенту во время учебы в университете. Переоценить важность данной работы весьма сложно, поскольку она, вероятнее всего, ляжет в основу будущего диплома. Курсовая работа становится неким промежуточным итогом годового обучения студента, показывает преподавателям, насколько глубоко студент вник в науку и стоит ли ему переходить на следующий курс обучения. Особое внимание при создании курсовой стоит обратить не только на ее текстовое наполнение, но и на корректное содержание, качественное оформление и своевременную защиту. При несоблюдении хотя бы одного из этих пунктов у студента могут возникнуть серьезные проблемы с получением хорошей оценки. Наши советы помогут вам избежать неприятностей в этом вопросе.

Кому помогут наши рекомендации:

Широкому кругу лиц, всем, кто пишет или собирается писать курсовую работу. В особенности они подойдут тем, кто:

  • пишет курсовой проект самостоятельно;
  • хочет написать быстро и качественно;
  • рассчитывает исключительно на свои силы;
  • со всей ответственностью хочет подойти к созданию столь важной работы.

Цель статьи: помочь студентам в самостоятельном грамотном распределении сил на всем отрезке работы, изучении научного материала, выборе всех необходимых источников информации и последующей грамотной редактуре курсовой работы.

Первый шаг – выбор темы

Сказать, что выбор темы играет важнейшую роль в получении итоговой оценки, - значит не сказать ничего. Тема курсового проекта должна быть интересной не только научным руководителям, которые часто этим грешат и подталкивают нерешительных студентов, которые толком и не знают на какой теме остановиться, к развитию в работах тем, над которыми они работают в своих научных диссертациях, но и студенту. Создание курсовой работы, тема которой близка студенту по духу и вызывает у него неподдельный интерес, будет продвигаться гораздо быстрее.

При оглашении преподавателем тем курсовых необходимо выбирать не ту, которая попроще (ведь и оценивать такую работу будут так же), а ту, в которой есть, где разогнаться мозгам и исследовательским возможностям. Проще – не значит лучше. С одной стороны, считается, что простую тему легче осветить и раскрыть в ней все подводные камни, с другой стороны, такая работа принесет студенту минимум пользы в плане научного опыта. Поэтому если вы нацелены на написание качественной выпускной работы, то начинать необходимо ее делать уже сейчас. Помните, что курсовая работа может стать отличным трамплином к написанию последующей дипломной работы. И если в выбранной вами теме есть широта для исследований, присутствует уверенность, что она будет актуальна еще не один десяток лет, то смело хватайтесь за нее.

Тему для курсовой работы нужно выбирать в ускоренном режиме, поскольку самые перспективные из них могут пронестись вихрем мимо вас к прочим учащимся. К выбору научного руководителя стоит подойти не менее ответственно, поскольку преподаватель с внушительным списком заслуг пользуется у своих коллег незыблемым авторитетом. Поэтому иногда даже наличие фамилии вашего научного руководителя на обложке работы может в глазах его коллег автоматически повысить вашу оценку. И все же одних заслуг будет мало, ведь писать работу предстоит вам, а не ему. Поэтому среди заслуживающих внимания педагогов стоит остановить свой выбор на тех, кто умеет красиво и интересно объяснять сложные вещи. Понять насколько высока педагогическая квалификация у того или иного преподавателя можно по тишине и дружеской атмосфере на его лекциях.

 

Шаг второй – формулируем план

После выбора темы наступает пора перехода ко второму этапу – создания плана. Не стоит пренебрегать этим пунктом, поскольку курсовая будет проверяться по частям, каждую из которых необходимо продемонстрировать научруку до определенных дат. План работы – это ее скелет, на который постепенно будет вешаться научное мясо, разработанное вами. Составление плана – задача студента, преподаватель может лишь что-то где-то подкорректировать. План работы – это первое, что студент несет показывать научному руководителю из своего курсового проекта. По плану научрук может составить мнение об эрудиции, знаниях, мышлении и логике своего ведомого студента.  Важно на этом этапе не только не разочаровать преподавателя, с которым еще предстоит заниматься научной работой рука об руку еще долгое время, но и выделить для себя важнейшие и второстепенные моменты в будущей работе.

При создании плана ориентируются на следующие требования:

- тезисность формулировок;

- последовательная логичность пунктов;

- выделение главных разделов и их подразделов;

- главные пункты должны занимать в исследованиях не менее 60%;

- наличие введения и заключения.

Май – июнь – то время, когда настает горячая пора защит курсовых работ, а это значит, что уже к апрелю у студента должен быть на руках готовый экземпляр работы. Ни в коем случае не откладывайте все на последний срок, ведь после написания текста его еще предстоит неоднократно редактировать, на что в лучшем случае уйдет не меньше недели. Чтобы редактура не оказалась непосильной ношей на последнем этапе работы с курсовой, необходимо своевременно предоставлять преподавателю для ознакомления ее по частям. Наиболее выигрышным видится следующий план действий:

- Октябрь – пора определиться с темой;

- Февраль – поиск научных материалов и статей по выбранной теме;

- Март – согласование окончательного плана с научным руководителем;

- 1-3 апреля – работа над введением;

- 3-10 апреля – работа над основной частью с указанием ссылок на источники;

- 10-13 апреля – работа над заключением;

- 15-18 апреля -  глубокая проверка работы;

- 18-25 апреля – редактирование работы по ГОСТ-стандартам;

- 25-30 апреля – проверка электронного варианта работы научным руководителем с последующей корректурой;

- 30 апреля – 2 мая – распечатка и сшивание работы, передача ее на кафедру.

Если ориентироваться по этому плану, то большинства возможных проблем, связанных с несвоевременной сдачей работы,  можно запросто избежать. Необходимо не забывать, что конец мая и начало июня - это не только сроки сдачи курсового проекта, но и сроки сдачи экзаменов и зачетов. Поэтому важность соблюдения плана при создании курсовой теперь выступает жизненно необходимой для студентов.

Какие ошибки наиболее частые

Целый ряд незначительных промахов, допущенных в тексте, могжет вывести из себя преподавателя и запросто заставить отправить работу студента на доработку. Чтобы свести этот риск к минимуму, рассмотрим наиболее часто встречаемые из них.

Уникальность

Большинство преподавателей, перед тем как проверить работу студента, забивают ее в программу антиплагиата, которая покажет процент уникальности работы. Чем выше процент уникальности, тем лучше. Низкий процент уникальности работы свидетельствует о недоброкачественной работе студента, о том, что какую-то часть, а может и всю работу, студент скачал из различных источников и просто вставил их в свой курсовой проект. Это может стать полным фиаско, ведь забракованная работа еще до проверки ее преподавателем – пустая трата времени и сил. Чтобы этого избежать, перед выполнением курсовой уточните на кафедре допустимый процент уникальности текста в работе. А после написания работы обязательно самостоятельно проверьте программой антиплагиата уникальность своей работы. Если она не ниже допустимого, тогда за брак работы на этой стадии можете не волноваться. Уникальность текста достигается внесением меньшего количества цитат и большего количества самостоятельно написанного текста. Проверить текст на уникальность в интернете можно с помощью следующих сервисов: AdvegoPlagiatus, eTXT.ru, Content-watch.ru, Antiplagiat.ru и др.

Говоря о цитатах, необходимо отметить, что все эти онлайн-сервисы, признают их за плагиат. Однако учебные заведения, понимая, что без них в научных работах никак обойтись нельзя, допускает определенный процент их присутствия в тексте. Иногда можно и схитрить, переоформив цитатное высказывание в перефразирование с сохранением общего смысла. Такой способ поможет несколько повысить процент уникальности, однако злоупотреблять им не стоит.

Раскрытие темы работы

Курсовая работа, в которой заявленная тема плохо раскрыта или раскрыта не до конца, не может быть высоко оценена преподавателями. Поэтому стоит обратить пристальное внимание на главные моменты, которые в обязательном порядке должны наличествовать в работе:

- главные вопросы, раскрывающие тему курсовой;

- глоссарий по главным терминам и понятиям;

- характеристика темы с разных сторон, использование различных подходов и методов в изучении вопроса;

- алгоритм по исследованию и раскрытию темы;

- изучение темы на разных исторических этапах, включая сегодняшний;

- главные проблемные моменты, а также предложения по их преодолению.

Для глубокого погружения в тему дипломной работы необходимо обложиться учебными материалами и пособиями. Проследить, кто из ученых уже проводил исследования по вашей теме, ознакомиться с их работами. Об основных источниках информации для курсовой должен рассказать научный руководитель. Остальные источники подбираются студентом самостоятельно, отталкиваясь от главных. Важно проследить развитие изучения вопросов по теме курсового проекта в историческом аспекте: когда впервые возникли, что думали по этому поводу ученые того времени, что мы имеем сейчас, как трансформировались и в каком состоянии дошли до нас, каков современный взгляд на них. 

Главное, вникнуть студенту самому в эти вопросы, ведь только понимая их, он сможет углубиться в их изучение. На следующем этапе работы с источниками необходимо обратиться к монографиям и научным статьям ученых. Они позволят значительно углубиться в суть вопроса и открыть для студента возможности изучения новых граней проблем и задач. Старая литература покажет, каковы были взгляды на эти вопросы в прошлом, современная – что происходит здесь и сейчас. Это все позволяет тщательно проследить и при необходимости отметить в своей работе развитие эволюции взглядов на рассматриваемую проблему.

Пропорциональность изложения материала

Соответствие объемов разделов также выступает не последним пунктом в требованиях к курсовой работе. Необходимо стремиться к равномерности разделов работы. Чаще всего, материалов для одного раздела находится гораздо больше, чем для других, поэтому на освещение одной проблемы информации предостаточно, а для других катастрофически не хватает. Отсюда и появляется неравномерность объема глав. А ведь требования предполагают равномерно и одинаково разнобоко подавать информацию по каждому из разделов. Этот недочет, как и уникальность, сразу бросается в глаза опытному научруку. Если появился дефицит в материалах по конкретной главе, то стоит попробовать придать вектору изучения вопроса иное направление. Например, добавить еще несколько подпунктов в главу, разбив основную проблему на небольшие подпроблемы. Так же можно добавить в работу больше практических примеров, мнений, аналитики, прогнозов, статистики, графиков. Конечно, можно сказать, что тем самым студент добавит больше воды в свою работу, чем исследований, зато, с другой стороны, к требованиям по объему соответствия разделов претензий никто не предъявит.

Стандартизация

Обязательные ГОСТовские требования вот уже не одно десятилетие наводит ужас на всех студентов разных стран мира. Казалось бы, уже все готово, написано, проверено и отредактировано по нескольку раз! Но остался еще важнейший этап, не выполнив который, даже если у вас будет идеальная работа в плане текстового наполнения и содержания, можно запросто сесть в лужу и оказаться без допуска к ее защите.

Итак, студенческая курсовая работа должна соответствовать требованиям ГОСТа, начиная титульным листом и заканчивая списком литературы. Некоторые вузы позволяют себе немного корректировать эти требования, поэтому взятая за образец оформления у приятеля работа из другого учебного заведения может не пройти стандартизацию именно в вашем вузе. Узнать конкретные требования ГОСТа для конкретного вуза можно в библиотеке; там имеются соответствующие методические пособия. При любых возникающих вопросах в оформлении работы смело консультируйтесь у научного руководителя, либо же у своих коллег. Часто в группе имеются сразу несколько отличников, у которых курсовой проект уже готов чуть ли не в начале учебного года. Они запросто помогут вам с советом, если найти к ним подход.

Подготовка к защите

Перед защитой курсового проекта его необходимо тщательнейшим образом освежить в памяти, прочитав два-три раза. Необходимо подготовить небольшое выступление длительностью около пяти минут. Рекомендуется выбрать главные тезисы работы, записав их на листик, и тщательно продумать защитную речь. Нередко добротные работы по содержанию получали «хорошо» вместо «отлично» из-за вялой и прыгающей между главами речи защищающегося. Поэтому, после того как вы выбрали из работы главные тезисы и записали их на листок, необходимо несколько раз проговорить защитную речь в домашней спокойной обстановке. Хорошо подойдет репетиция речи перед родственниками или зеркалом. После нескольких удачных прогонов речи можно подключить и дополнительные отвлекающие шумы, которые обязательно будут присутствовать в аудитории при вашей защите. Тем самым вы максимально приблизитесь к «боевой» обстановке. Создать фоновый шум можно с помощью радио. И вот тогда, когда вы без запинок сможете подать свою речь родственникам на фоне шума, тогда подготовку на этом этапе можно с уверенностью считать завершенной.

Кроме защитной речи комиссия будет оценивать и степень погружения в тему работы студента. На это рассчитаны дополнительные вопросы, которые члены комиссии зададут с вероятностью в 99,9%. Плавайте в своей работе, как рыба в воде, и тогда проблем с ответами на каверзные вопросы преподавателей у вас точно не возникнет! Можно попросить нескольких друзей задать вам на защите несколько вопросов, ответы на которые, конечно же, будут подготовлены вами заранее. Это позволит несколько смазать негативное впечатление даже от абсолютно неправильных ответов на вопросы членов комиссии.

Внешний вид на защите также играет не последнюю роль, ведь встречать человека по одежке у нас принято до сих пор. Наденьте свою лучшую строгую одежду в сочетании с белым верхом и черным низом – этот классический набор еще никогда никого не подводил.

Структура курсовой

Курсовой проект – одна из форм самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Работа над проектом направлена на углубление знаний, способности развития самостоятельных навыков в процессе обучения, анализа, сбора и обработки информации, формирования новых умений и способности делать выводы из проделанного объема работ.

Написание курсовой работы. Этапы

Выбор темы курсовой работы

Студент выбирает тему либо самостоятельно, либо же из предлагаемого списка кафедрой. Тему в обязательном порядке необходимо согласовать с научным руководителем, который затем внесет ее в обязательный документ. Рекомендуется остановить свой выбор на двух-трех темах, а затем, проконсультировавшись с преподавателем, сделать окончательный выбор в пользу одной из них.

Подготовительный этап

Составление плана – важнейший этап в написании курсовой. Отходить от плана и корректировать его не возбраняется, такое явления, наоборот, встречается довольно часто, поскольку, углубляясь в тему, студент обнаруживает новые направления для рассмотрения своей темы под иным углом, что в последующем и отразиться в корректировке плана. В зависимости от сложности работы план может быть как простым, так и развернутым. Рекомендуем использовать развернутый план, поскольку он обладает внушительностью и производить какое-никакое, но впечатление, в отличие от простого. В первых главах рассматривается теория и история вопроса. После анализа фактического и теоретического материала студент должен перейти к экспериментально-исследовательской части.

Написание курсовой работы

После окончательного утверждения плана курсовой работы начинается плотная работа студента с текстом. Идет обработка и сортировка изученного материала по разделам и главам, добавляется собственные мнения, анализ, сопоставления и выводы. Все это связывается логическими смысловыми связками.

Оформление курсовой работы

После написания отдельных глав происходит их компиляция в порядке, соответствующем плану. Происходит вычитка и последующее оформление работы.

Структура курсовой работы

- Титульный лист

- Оглавление

Оглавление необходимо располагать на следующем листе после титульного. Здесь указываются названия разделов и их подразделов, страницы, на которых они расположены.

- Введение

Актуальность и свежесть работы, ее цели и задачи, предмет и объект исследования, методы, которые применялись в исследованиях, степень освещенности и проблемы – вот главные пункты, которые необходимо тезисно раскрыть во введении.

- Основная часть

Разделы основной части должны иметь свои подразделы, каждый из которых вносит серьезный вклад в раскрытие проблемы. Здесь собраны теоретические, исторические и исследовательские части, раскрыть которые студенту необходимо в должном объеме.

- Заключение

Здесь тезисно излагаются основные выводы по всем разделам, доказывается актуальность выбранной темы и подтверждается все то, что описывалось во введении. Заканчивается заключение обычно рекомендациями по дальнейшему изучению темы.

- Список использованной литературы

Последний лист курсовой. В добротной работе необходимо указать столько источников, сколько страниц имеется в вашей работе. Не все из них, конечно, нужно цитировать, но на 70% источников должны присутствовать ссылки в работе.

- Приложения

Приложения в курсовых используются крайне редко. А если они и есть, то приводить их необходимо после оформленных литературных источников.

Ещё ни кто не комментировал эту статью. Оставте комментарий первым!

Оставить комментарий