Как правильно писать курсовую
Неудивительно, что студенты сталкиваются с немалыми трудностями и делают множество ошибок. Так как у них нет практического опыта, они не могут подойти к проблеме комплексно, взглянуть на нее одновременно с разных сторон. Поэтому им полезно завести своего рода “меташаблон”, какую-то универсальную заготовку. Предлагаемые в учебных заведениях методички не всегда выполняют эту функцию.
Содержание курсовой работы
Курсовая работа состоит из нескольких существенных частей. Прежде всего, в ней кратко ставится вопрос, подлежащий решению, а также причины, по которым стоит этим заниматься. Эта часть называется вступлением (в англоязычных работах abstract, summary, brief или слово, взятое из греческого языка, synopsis). Это маленькое подобие автореферата, который предваряет любую диссертацию. Предполагаемый задел навыков на будущее.
Затем следует главная часть работы, в которой решается поставленная задача. При этом должны быть, по возможности, указаны отличия от существующих решений, анализ преимуществ и недостатков данного метода, то есть, того, который автор предлагает, от других способов достижения поставленных целей. Здесь очень уместны цитаты, обязательно выделенные, чтобы их не спутали с авторским текстом. Лучше, если это будут ссылки, непременно на доступные источники, не то можно залететь на плагиате. К сожалению, в наш век тупых программных ботов, проверяющих тексты, это очень вероятно. Получив такую метку, сложно будет оправдываться, и не дай бог такое случится на защите диссертации! Поэтому надо привыкать сразу.
Материал в основной части должен подаваться последовательно и логично, к этому стремятся даже первопроходцы в науке. Хотя, как заметил Дж. И. Литтлвуд “Репутация математика основана на числе плохих доказательств, которые он придумал. (Работы первооткрывателей неуклюжи.)”, не стоит косить под первооткрывателя, если вы им в действительности не являетесь. Этого преподы не простят. Они просто сочтут (и справедливо!) что вы плохо изучили тему.
Наконец, в заключении подводятся итоги всего исследования, оценивается степень завершенности задачи, возможности, недостатки, ограничения, которыми располагает полученный метод, или решение, или устройство, сравнительно с уже имеющимися. Следует оценить перспективу развития предложенного решения. Все это очень специфично, но общие правила таковы. Еще одна – очень неожиданная! – функция заключительной части, это обнаружение грубых принципиальных ошибок в сделанной работе. Никогда нельзя быть уверенным в собственной непогрешимости.
Оформление
Даже самая лучшая по содержанию работа не будет оценена как следует, если она плохо оформлена, если только это не является целью самой работы. Все, без исключения, учебные заведения придерживаются определенного единообразия для такого документа, как курсовая. Многие даже имеют собственные правила, называемые образовательными стандартами, и гоняют учащихся больше по оформлению, чем по самой теме. Это не удивительно, если учесть, какую кашу приносят иногда студенты.
Содержание, или существенная часть, о которой уже говорилось, вставляется еще в такой “контейнер” как титульный лист, оглавление, …, список литературы и других источников, приложения.
Все листы работы должны иметь достаточные и одинаковые поля, номера страниц, а междустрочные интервалы надо сделать достаточными для пометок проверяющих, даже если это специально не оговаривают. Это в интересах студента – а то препод пометит строчку, а там и не разберешь, что он написал, и придется бегать за ним.
Исключение при оформлении обычно составляет титульный лист, содержащий, в разной последовательности, название работы, тему, автора, организацию, дату выполнения и так далее. Это не что иное, как обложка, и обычно учащимся даются достаточно ясные образцы.
В оглавлении перечисляются названия структурных единиц работы: разделов, подразделов и пунктов. Не стоит без нужды “множить сущности”, это тоже раздражает знающих дело преподавателей, которые отчетливо видят отнюдь не “структуру”, а рассыпуху в голове у студента. В то же время, не стоит свертывать структуру оглавления на манер средневековых трактатов, ибо и “поток сознания” преподавателей, точно, не устроит.
Следует тщательно проверять все ссылки на источники и стараться придерживаться библиографических правил по ГОСТ Р 7.0.5-2008. Не обязателен такой фанатизм лишь тогда, когда источников мало или совсем нет (что редко, но бывает). Довольно ненадежны как источники URL в интернете, сайты могут перемещаться, а то и вовсе исчезать. Но если используются, то ссылки должны быть корректными и максимально надежными. А сами сайты с безупречной репутацией.
Процесс выполнения курсовой
Охватить эту тему вполне нельзя в такой маленькой статье, как эта. Поэтому вот краткий список действий для общего случая. Считаем, что тема уже выбрана, студентом или преподавателем:
- сбор источников по теме (список надо сохранить!);
- анализ источников с упором на информацию по теме;
- обзор уже сделанного предшественниками (здесь можно писать вступление);
- синтез собственного решения или выбор из уже готовых, если Америка не открылась (это основная часть работы);
- анализ готового решения (заключение);
- проверка цитат и ссылок на источники, внутренних ссылок;
- написание окончательных оглавления, списка литературы и нумерация перечня приложений;
- проверка орфографии и грамматики (хотя лучше делать ее периодически по ходу работы);
- проверка уникальности;
- внесение поправок по результатам проверки.
Проверка и издание
Так как проверка уже фактически описана в предыдущем разделе, остается только добавить замечание по изданию работы. Студенческую работу вряд ли будут печатать в типографии, но это не отменяет того требования, чтобы и при печати на принтере соблюдались поля, размеры шрифтов, качество рисунков и материалов приложения: схем, графиков и таблиц. В общем, было сверстано как следует. Главное правило – чтобы все читалось без напряга и оставляло место для пометок.
Если документ издается в электронном виде, то и в этом случае готовый PDF должен удовлетворять всем стандартным требованиям типографии, вплоть до цветовой модели CMYK и плашечных цветов, если цвета используются, поскольку “Любой офицер может быть приглашен к Высочайшему столу.” (А. Куприн, Поединок).
Ещё ни кто не комментировал эту статью. Оставте комментарий первым!